Психика и психология
Психика – это результат взаимодействия мозга и окружающей среды.
Психика свойственна высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность.
Психология – наука о закономерности развития и механизмах функционирования психики.
Темперамент
Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.
Темперамент составляет основу развития характера.
Как говорил Гиппократ :
- Если преобладает кровь – темперамент сангвистический.
Сангвиник – любит общение, любит быть в обществе, много рассказывает о себе, быстро сходиться с людьми, скорость нервных процессов высокая, вследствие чего делает все быстро и схватывает все на лету. Наслаждается моментом благодаря легкому веселому характеру. Стрессоустойчив. Часто он – душа компании.
- Если преобладает желчь – темперамент холеристический.
Холерик – любит общение, много рассказывает о себе, быстро сходиться с людьми, невнимательный, часто совершает ошибки, но очень амбициозен. Считает, что цель всегда оправдывает средства, однако, если есть преграды, может отказаться от своей цели, стремиться к власти, любит командовать, вспыльчив, часто злиться, эмоции сильнее, но быстро меняются.
- Если преобладает слизь – темперамент флегматический.
Флегматик – Долго сходиться с людьми, неразговорчив, скрытен, проходит много времени, прежде чем он начинает доверять. Имеет богатый внутренний мир, много интересов. Перед тем, как принять решение взвешивает все «за» и «против». К власти не стремиться, но в критический момент может взять руководство на себя. Преобладает позитивный настрой. В стрессовой ситуации сохраняет хладнокровие, при чрезмерных нагрузках может впасть в ступор.
- Если преобладает черная желчь – темперамент меланхолический.
Меланхолик - малоактивен, астеничен, скорее тихий, склонен к депрессиям и грусти, тоскует по чему-то своему. Слабая воля. Чаще печально улыбается, нежели смеется. Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, скорее интроверт, нежели экстраверт.
Личность
Личность -
– человек, как носитель сознания.
– общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.
– формирующаяся в течении жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразие для данного человека, отношение к себе, к обществу, к окружающему миру в целом.
Психологические свойства – наиболее характерные особенности личности, обеспечивающее определенный уровень деятельности и поведения человека.
Направленность личности – это психологическое свойство, представляющее собой целостно ориентационную систему, иерархию базовых потребностей, устойчивых мотивов поведения.
Мотив – побуждение к совершению действий, порожденное системой потребностей человека с различной степенью сознания.
Мотивация это:
- Совокупность побуждений, вызывающие активность индивида.
- Процесс образования/формирования мотивов
Функции мотивов:
- Побудительная – поведения для достижения цели.
- Смыслообразующая – придает смысл поведению.
- Регулятивная – волевые действия.
Установка – предрасположенность к мотивированному поведению относительно чего-либо.
Структурные элементы установки:
- Познавательный - Знания субъекта или носителя установки об объекте установки. Истины, убеждения, мнения, гипотезы, предположения.
- Эмоционально-мотивационный - Чувства высшего порядка. Радость, уважение, восхищение, любовь или их противоположности. Желания, стремления, мотивы, которые мобилизуют человека к достижению цели.
- Поведенческий - Совокупность форм поведения. Речь, мимика, жесты, действия, направленные на реализацию намеченной цели. Легко поддается наблюдению.
Общение
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как с членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
Стороны общения:
- Коммуникативная
- Интерактивная
- Перцептивная
Виды общения:
- Контакт масок – постоянное использование
- Примитивное общение
- Формально-ролевое
- Деловое общение
- Духовное межличностное
- Манипуляторное
Средства общения
- Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленное высказывание.
- Интонация – эмоциональная выразительность, которая может придавать разный смысл одной и той же фразе.
- Мимика, поза, взгляд – усиливают, дополняют или опровергают смысл фразы.
- Жесты – общепринятые или экспрессивные действия для большей выразительности фразы.
- Расстояние – зависит от культурных, национальных традиций, а также от степени доверия к собеседнику.
Этапы общения
- Потребность в общении – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
- Ориентировка в целях общения
- Ориентировка в личности собеседника
- Планировка содержания своего сообщения
- Бессознательно человек выбирает конкретные средства, фразы, которые будет использовать
- Восприятие и оценка ответной реакции собеседника
- Корректировка направления и степени общения
Зоны, дистанции в человеческом контакте
Интимная | 15-45 см |
Личная(персональная) | 45-120 см |
Социальная | 1,2 – 4 м |
Публичная | >4 м |
Факторы, мешающие правильно и воспринимать других людей:
- Наличие заранее установленных оценок и убеждений
- Наличие уже сформировавшихся стереотипов
- Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека
- Эффект Ареола
- Эффект проецирования
- Эффект первичности
- Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей
- Эффект последней информации
Обратная связь в общении – информация в адрес другого человека, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает его поведение.
Правила обратной связи:
- Говорите о том, что конкретно делает данный человек, когда его поведение вызывает у вас те или иные чувства.
- Если говорите о том, что вам не нравиться, старайтесь отмечать то, что при желании он может исправить.
- !Обратная связь – не информация о том, что представляет из себя тот или иной человек. Это то, как вы его воспринимаете, ваши сведения о вас в связи с этим человеком.!
11.01.18 - 15.01.18 Конфликт
Конфликт – переводится как «сталкивающиеся»
В психологии конфликтом принято называть ситуацию несогласия двух или более сторон, которые могут быть выражены как конкретным человеком, так и группой людей. Конфликт возникает, когда одна из сторон, занимает позицию, не совпадающую с позицией другой стороны.
Стили разрешения конфликтов:
- Сотрудничество – стороны пытаются договориться и найти подходящую для них форму решения конфликта.
- Соперничество – обе стороны активно противостоят друг другу.
- Компромисс – представляет для обеих сторон нахождение согласия, пусть даже небольшого и не длительного. Подходит тем, кому нужна сиюминутная выгода.
- Избегание/бегство – избегание конфликта. Используется, когда риск открытого конфликта перевешивает личный дискомфорт от бегства.
- Приспособление – одна из сторон идет на требования другой, но имеет отличное(другое) мнение, которое опасается высказывать. Применяется, когда понимаешь, что не много потеряешь.
- Пассивно-агрессивное поведение – человек соглашается со второй стороной, но ведет себя пассивно/агрессивно. Выражается в тоне и невербальных признаках.
- Манипуляция – скрытое воздействие на человека, целью которого является сделать то, что нужно манипулятору вопреки интересам данного человека. Суть манипуляции – заставить человека поверить, что это нужно ему/ он сам этого хочет.
Медиация 05.02.2018
Медиация – одна из технологий урегулирования споров или конфликтных ситуаций при участии третьей стороны(медиатора), не заинтересованной в данном конфликте, но помогающая выработать определенное соглашение по спору, полностью контролируя процесс принятия решений по урегулированию спора и условия его разрешения.
27 июня 2010 года был принят закон 193 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процесс медиации)»
Цели закона:
- Для урегулирования споров при помощи независимого и незаинтересованного третьего лица(медиатора)
- Содействие развитию партнерских отношений
- Формирование этики делового оборота
- Гармонизация социальных отношений
Несовершеннолетние и молодежь – уязвимая категория для возникновения острых конфликтных ситуаций, спровоцированных недомолвками с родителями, непониманием в школе, несогласием в кругу друзей. Эти веские факторы вызывают не просто замыкание на самом себе, но и «уход» подростка от реальности, а также его «выход» в виде асоциального поведения.
Основные принципы медиатора
- Конфиденциальность выявленной медиатором информации.
- Нейтральность позиции медиатора.
- Равноправие сторон в процессе медиативной сессии.
- Добровольность участия в ней.
Эффективность(медиабельность) споров
Медиация возможна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт и когда необходимо восстановить отношения людей, желающих взаимодействовать в будущем.
Невозможно проводить медиативную сессию, если стороны не хотят урегулировать конфликтную ситуацию или когда одна из сторон не дееспособна(зависимость от алкоголя, ПАВ, наркотиков) или если тематика может принести психическую травму медиатору, в критических конфликтах.
Процесс медиации состоит из нескольких стадий :
- Введение в процесс медиации, вступительное слово медиатора длиться долго, примерно 15-20 минут.
- Презентация сторон, когда каждая из них представляет суть конфликта. Во время презентации или пересказа, медиатор не делает никаких заключений, не дает никаких оценок и не интерпретирует, но позволяет себе структурировать изложенное. Завершается вопросами типа «Я правильно вас понял?» или «Я ничего не упустил?»
- Дискуссия, в которой стороны вырабатывают вопросы для обсуждении в переговорах.
- Кокус, в который входит индивидуальная работа медиатора с каждой из сторон – посредник старается выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон.
- Общая сессия – дискуссия по выработке предложений
- Подготовка проекта соглашения
- Выход из медиации – удовлетворение медиацией конфликтующих сторон.
Функции медиатора
- Выполняет функцию организатора происходящего процесса, активного слушателя, постоянно анализирующего конфликт и проверяющий реалистичность.
- В процессе сессии, расширяя ресурсы и обучая ведению переговоров, он обязан сохранить психологический климат на протяжении всей сессии, и подытоживая работу, помочь сторонам в составлении итогового соглашения (или списка обещаний), которые стороны декларируют письменно и обязательно указывают, что конкретно сделает каждая сторона, чтобы конфликт был урегулирован окончательно.
Брак как основа семьи
Брак есть парное отношение, исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и определяет статус детей
История брака
- Групповой брак
- Парный брак
- Материнская семья(поколение)
- Моногамия
Появление семьи как институт
Защита своих имущественных прав, воспитание детей, повышение уровня морали.
Функции брака
- Удовлетворение половой потребности индивида
- Удовлетворение нравственной, духовной и эмоциональной потребности.
- Потребность в собственно производстве и сохранении традиций
- Потребность в юридическом закреплении брачных отношений
- Потребность в экономической и материальной поддержке, и социальной заботе
- Потребность в сохранении брачного статуса.
26.02.2018 Брак как основа семьи
Выделяют
- Моногамия и полигамия
- Экзогамия – запрет на брак внутри своего рода.
- Эндогамия – заключения права только внутри своего племени.
- Первый брак и повторный брак, как заключенный после развода, так и после потери одного из членов.
- Официальный/Неофициальный (гражданский брак)
- Конкубинат(Concubina) – брак неофициальный и параллельный уже существующему браку.
- Светский брак или Религиозный
Функции современной семьи
- Репродуктивная
- Воспитательная
- Социализирующая
- Хозяйственно-бытовая
- Установление социального статуса
- Социальный контроль
- Досуговая
- Сексуальная
Функции делятся на два уровня, Микроуровень – все действия «вовнутрь» и Макроуровень – все действия «вовне».
Скрытые функции семейной группы
- Функции удовлетворения потребности в защите, внимании, безопасности
- Функция удовлетворения потребности в стабильности и постоянстве.
- Функции наделения запасом прочности – душевной, нравственной, интеллектуальной, энергетической подпитки.
- Функция обретения бессмертия.
- Функция самовыражения через творчество.
- Функция развития интеллекта
Психологические особенности возрастов. Психологические характеристики возрастных кризисов
Подростковый возраст – промежуточный переход от детства к взрослости.
Основные черты : Дисгармоничность в строении личности. Агрессия.
Основные характеристики :
- Возрастная самостоятельность
- Отношения с взрослыми и прочими людьми
- Увеличение взаимодействия между людьми
- Начало понимания и определения себя как члена себя как члена общества.
Особенности подростков :
- Отход от корректировочных оценок взрослых и переход к внутренней самооценке.
- Эгоизм
- Энтузиазм, привлечения себя в новую жизнь
- Одиночество
- Реакция эмансипации, т.е. желание освободиться от опеки.
Возрастные кризисы личности -
- чередующиеся временные проявления психологического отношения человека и окружающей действительности. Как правило носят негативный характер. Может последовать стресс, реже депрессия/истеризм.
- особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями.
Виды кризисов :
- Кризис одного года. Развитие ходьбы, первое слово, капризы.
- Кризис трех лет. Упрямство, строптивость, своеволие.
- Кризис семи лет. Период рождения социального «я», выработка внутреннего позиции.
- Кризис юности. Суть в разрыве/расхождении образовательных систем и возрастной системы. Проявляется в разочаровании в правильности выбора. Расхождение ожидания и действительности. Кризис стиля жизни. Овладение профессией
- Кризис 30-и лет. Изменение представления о своей жизни. Пересмотр жизненных ценностей. Утрата того, что раньше было более важно. Переоценка своей личности.
- Кризис 40 лет. Средний возраст. Депрессия/стресс/тревожность. Наблюдается расхождение между мечтами, целями и действительностью. Убывание жизненных сил и привлекательности.
- Кризис идентичности. Не тождественность человека самому себе. Неспособность определить себя, свои цели, жизненные приоритеты, то, кем является в глазах окружающих.
- Кризис ухода на пенсию. Нарушение режима и уклада жизни. Не востребованность. Не может принести пользу людям. Утрата или ухудшение многих способностей. Одна из многих причин переживаний состоит в противоречии духовных и психологических возможностей человека. Боязнь остаться одному.
03.04.18 Способы снижения эмоционального напряжения
Эмоциональное напряжение – это причина, а стресс – следствие этой причины.
Советы для того, чтобы избежать эмоционального напряжения :
- Не стоит держать все в себе, не бойтесь делиться, но не со всеми
- Не стоит пытаться контролировать все и всех вокруг, включая родных
- Нужно постоянно развиваться, не стойте на месте
Моменты помогающие находиться в состоянии гармонии:
- Разбейте задачу на части (особенно тогда, когда проблема кажется неисправимой. И не давайте эмоциям захватить себя)
- Разработайте план действий, составьте список решений проблемы
- Обдумайте все возможные варианты развития событий, обдумайте, что произойдет если вы что-то предпримите, а что если не сделаете этого.
- Займитесь спортом. Это пойдет вам только на пользу, и, если вы приложите усилия, вы почувствуете результат.
- Не позволяйте себе грустить!!
Методы снятия нервно-эмоционального напряжения по Жданову
- Метод отвлечения. Переключите свое внимание на что-то другое, займитесь тем, что вам приносит удовольствие или интересно для вас.
- Метод САМОПРИКАЗА. Создайте себе команду, чтобы что-то сделать. Например, заняться спортом, чтоб стать лучше, а если вы этого не сделаете, то не ныть потом.
- Сосредоточение внимания – воспитание способности оставаться с самим собой наедине.
- Релаксация – мышечное расслабление, сон, различные хобби, проведение времени с любимым человеком, смена обстановки.
- Игротерапия – этот способ основан на ролевой игре. Если в качестве терапии, то чаще с привлечением специалиста.
- Медитация – комплекс упражнений для сосредоточения внимания.